Конституционный суд России (КС РФ), рассмотрев запрос Верховного суда Республики Бурятия, постановил, что умерщвление бездомных животных в пунктах временного содержания должно быть исключительной мерой, направленной на предотвращение прямой угрозы человеку. Решение было принято на заседании КС РФ, сообщает корреспондент ТАСС.
Согласно постановлению, части 4 статьи 7, абзац 1 части 1 и часть 7 статьи 18 Федерального закона "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" не противоречат Конституции. Эти нормы предусматривают, что умерщвление бездомных животных может осуществляться, если конкретное животное без владельца совершило нападение на человека или проявляет немотивированную агрессивность. Также умерщвление допустимо, если животное является носителем возбудителя опасной болезни или болеет ею, а также в случае необходимости прекращения непереносимых физических страданий нежизнеспособного животного.
Регионы вправе принимать решения по особому порядку умерщвления животных в связи с экстраординарной ситуацией, когда другие меры объективно не могут привести к разрешению проблемы. Ключевое условие — такое умерщвление должно носить временный характер и предусматривать разумный срок и условия для возможности обнаружения животного его владельцем.
Руководитель секретариата КС РФ Евгений Тарибо отметил, что по данной теме в суд поступило порядка сотни жалоб от граждан, обеспокоенных судьбой бездомных животных. Запрос Верховного суда Бурятии позволил рассмотреть конституционность этих норм.
Летом 2023 года были приняты поправки к Федеральному закону "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", которые делегировали региональным властям полномочия самостоятельно определять, каким образом обращаться с бездомными животными. Изначально закон, вступивший в силу в 2018 году, устанавливал единые требования для всех регионов: отлов, размещение в приютах, стерилизация, вакцинация и возврат неагрессивных животных в места обитания.
После принятия поправок регионы начали принимать собственные законы об обращении с бездомными животными. Первой такой практикой стала Республика Бурятия, принявшая свой закон в ноябре 2023 года. Позже эвтаназию пойманных животных по разным критериям легализовали в Тыве, Удмуртии, Астраханской, Магаданской, Оренбургской и Самарской областях, Забайкальском крае и на Чукотке. В июне 2024 года парламент Якутии принял собственный закон, допускающий усыпление животных.
Активисты Бурятии, защищающие права животных, раскритиковали региональный закон и решили оспорить его в Верховном суде Республики Бурятия. Основная критика касалась нормы, по которой жизнеспособное животное умерщвляется на 31-й день с момента отлова, если в течение 30 дней пребывания в приюте оно оказалось невостребованным. Верховный суд Бурятии приостановил процесс и направил запрос в КС РФ.
Заявитель утверждал, что нормы федерального закона дают регионам неограниченные полномочия по распоряжению жизнью животных без владельцев, что противоречит принципам гуманного обращения с животными и запрету жестокого обращения с ними.
Полномочный представитель генпрокурора РФ в КС РФ Вячеслав Росинский отметил, что допускающие эвтаназию неопасных бездомных животных региональные акты противоречат федеральному законодательству и принципам гуманности, создавая правовую неопределенность.
Таким образом, Конституционный суд России признал умерщвление бездомных животных допустимой мерой только в исключительных случаях, направленных на защиту прав человека и обеспечение гуманного обращения с животными.